Ждет ли Firefox в 2024 году новый виток популярности?

2024-01-08 11561 комментарии
Firefox в 2024 году может набрать популярность из-за изменений в Chrome, связанных с ограничениями для блокировщиков рекламы и других расширений

В 2024 году на рынке браузеров произойдут серьезные изменения. Google представит в доминирующем браузере Google Chrome «улучшения», которые могут негативно сказаться для пользователей.

Речь идет о переходе на Manifest V3, который вводит ограничения для блокировщиков рекламы, расширений для защиты конфиденциальности и других расширений. В встроенная в браузер «Песочница конфиденциальности» и отказ от сторонних файлов куки могут дать Google еще больше контроля над данными пользователей и усложнить задачу другим пользователям.

Ключевой вопрос — выиграют от этих изменений другие браузеры? Есть вероятность, что большинству пользователей Chrome все это просто безразлично. Если посещаемые сайты продолжают работать, а улучшения Google, связанные с «приватностью», также функционируют, то Chrome может не потерять своей аудитории.

Пользователям Chrome доступно два основных варианта смены браузера. Они могут выбрать другой браузер на базе Chromium, например Яндекс.БраузерBrave, Vivaldi, Opera или Microsoft Edge. В этом случае они получают ту же совместимость с Chrome, смогут продолжать использовать все свои расширения, а также импортировать большинство своих браузерных данных.

Проблема заключается в том, что эти браузеры находятся под постоянным прессингом. Им приходится регулярно оценивать функции, которые Google внедряет в Chromium, ядро с открытым исходным кодом. Google контролирует Chromium, поэтому другие производители браузеров на базе Chromium могут реагировать на большинство изменений лишь косвенно.

Если Google вносит изменение в Chromium, то оно изначально попадает во все браузеры на базе Chromium, если только инженеры не отключат его принудительно. Brave, например, ведет список функций и сервисов, которые удаляются из Chromium, на странице GitHub. Это растущий список функций, которые Brave считает проблемными по соображениям конфиденциальности или безопасности.

Firefox как альтернатива

Второй вариант для пользователей Chrome — перейти на Firefox. Firefox — единственный крупный браузер, за исключением особого случая Safari, который не основан на Chromium.

Это одновременно и преимущество, и недостаток. К плюсам можно отнести то, что Mozilla полностью контролирует Firefox. Если Google представит новую функцию в Chromium и Chrome, Mozilla самостоятельно может принять решение о ее внедрении. Организация также может проигнорировать ее, особенно если она покажется пользователям негативной.

Недостатком такого подхода является то, что Mozilla приходится тратить больше ресурсов на разработку, чем браузерам, основанным на Chromium. На внедрение новых стандартов и функций может потребоваться больше времени. Также необходимо учитывать производительность и стабильность.

Большинство Chromium-браузеров не уступают Chrome по совместимости и производительности. Firefox сражается с каждым новым выпуском. Некоторые сайты могут не работать в Firefox, потому что они заточены под браузеры на основе Chromium.

Нужно также учитывать, что Mozilla не контролирует ни одну из основных платформ. Microsoft использует Windows для продвижения Edge, а Google использует свои веб-приложения для продвижения Chrome.

Критика Firefox

С Firefox не все так гладко. Mozilla часто критикуют на постоянно растущие выплаты генеральному директору и руководителям организации, но есть и другие спорные аспекты.

Mozilla по-прежнему преподносит Firefox как браузер, ориентированный на конфиденциальность. На самом деле, это не совсем так. Хотя в Firefox есть инструменты для защиты конфиденциальности, браузер собирает и отправляет телеметрию по умолчанию. Не в пользу Mozilla говорит и то, что в Firefox было проведено несколько очень спорных экспериментов. Например, в 2017 году Mozilla автоматически установила в Firefox дополнение Looking Glass. Позже выяснилось, что это расширение было создано в сотрудничестве с создателями сериала «Мистер Робот».

Этот и другие инциденты до сих пор вызывают дискуссии о Firefox и приватности.

Вы можете превратить Firefox в приватный браузер, но это придется сделать самостоятельно. Отключите телеметрию и внесите изменения с помощью десятка других переключателей. Браузер по-прежнему отлично подходит для этого, но установка по умолчанию — это компромисс между приватностью и интересами Mozilla.

Новый виток популярности?

Сделать резкий разворот и получить положительный импульс будет непросто. Открытие полной поддержки дополнений в Firefox для Android может стать той самой точкой роста, которая так необходима Mozilla.

Firefox для Android — это второстепенный браузер на платформе. Да, у него сейчас миллионы пользователей, но это лишь малая часть всей пользовательской базы Android.

Наличие поддержки расширений отличает Firefox от всех основных браузеров на Chromium. Ни один из них не поддерживает расширения. Основная причина этого, вероятно, связана с тем, что Google — рекламная компания. Зачем предлагать пользователям устанавливать блокировщики контента в Chrome, если вы контролируете рынок, и это может подорвать ваши доходы?

С рынком настольных компьютеров такой трюк у Google не прошел из-за более высокой конкуренции. Chrome мог бы оставаться ведущим браузером на настольных компьютерах, если бы Google принял решение поставлять его без расширений, но, скорее всего, он уже не доминировал на рынке.

Одна из прошлых неудач Mozilla заключалась в том, что организация постоянно следовала за Google и Chrome в процессе принятия решений. Google внедрял что-то, и Mozilla следовала за ним. Функции, которые отличали Firefox, такие как Ubiquity, Firefox Panorama или Janus, были отброшены. Даже без них Firefox мало чем визуально отличается от Chrome.

Mozilla нужно снова привлечь на свою сторону «первопроходцев». Для этого организация должна принять непростые решения и сделать Firefox дружественным к конфиденциальности из коробки.

Совершенно нормально отображать страницу «Пожалуйста, включите телеметрию, чтобы помочь нам» при первоначальной настройке, но держать все это отключенным по умолчанию. Не нужно использовать стороннюю аналитику, а нужно минимизировать количество исходящих соединений по умолчанию.

Если Mozilla сделает Firefox настоящим приватным браузером, то этот шаг может убедить старых ушедших с платформы пользователей, а также новых пользователей дать Firefox шанс.

Есть и другой пессимистический сценарий. В 2024 году Firefox может потерять еще миллион или даже два миллиона своих пользователей. Генеральный директор и руководители Mozilla получат очередное повышение, а Mozilla продолжит продвигать продукты и сервисы, не относящиеся к Firefox, используя Firefox в качестве движущей силы.

© . По материалам Ghacks
Комментарии и отзывы

Нашли ошибку?

Новое на сайте