Аналитики Яндекса выяснили, насколько вежливы россияне в общении с искусственным интеллектом
Исследование показало, что больше всего вежливых и грубых фраз пользователи произносят в первый день общения с нейросетью — затем и то, и другое постепенно снижается. Старшее поколение в целом вежливее молодежи, а женщины — вежливее мужчин. По мере привыкания к ИИ пользователи начинают воспринимать его как инструмент, а не как собеседника.
Как меняется поведение пользователей с опытом общения
В начале общения люди активно используют приветствия, благодарности и прощания: «привет», «спасибо», «пока» и т. п. Однако по мере знакомства с нейросетью частота таких слов заметно снижается. Уже через полгода пользователи обращаются к Алисе вежливо почти в два раза реже, чем в первый месяц общения.

Одним из показателей вежливости является обращение к нейросети по имени. В первый день общения пользователи делают это в каждом десятом сообщении (например: «Алиса, нарисуй осенний лес»). При этом в голосовых запросах имя используется чаще, чем в текстовых. Со временем пользователи начинают обращаться к нейросети без имени, сразу переходя к сути запроса.
Кто вежливее: мужчины, женщины или старшее поколение
Женщины оказались примерно на 20% вежливее мужчин и на 25% чаще обращаются к Алисе по имени. В возрастной группе 55+ в 7% сообщений встречаются приветствия, просьбы и благодарности — почти в три раза чаще, чем среди пользователей 18-24 лет.
Где живут самые вежливые пользователи
Среди городов-миллионников лидером по уровню вежливости стал Ростов-на-Дону — его жители на 20% чаще употребляют слова приветствия и благодарности, чем пользователи в среднем по стране. Далее следуют Краснодар и Новосибирск. Меньше всего склонны к учтивому общению с нейросетью жители Красноярска, Самары и Москвы.
А как насчёт грубости?
Некоторые пользователи не стесняются использовать в чате матерные слова (не всегда в адрес нейросети) или грубые шутки. В первый день общения доля подобных сообщений составляет около 2% от общего количества запросов. Однако, как и в случае с вежливостью, этот показатель снижается по мере того, как пользователи привыкают к Алисе.
Алиса как интеллектуальный помощник
Нейросеть Алиса сегодня помогает решать широкий круг задач: от генерации текстов и изображений до анализа данных и работы с файлами. Пользователям доступен также режим рассуждений, позволяющий выполнять сложные и многоэтапные задачи.
Общаться с Алисой можно с помощью умных устройств компании, на alice.yandex.ru, на главной странице Яндекса, а также в приложениях Яндекс с Алисой и «Алиса» для мобильных устройств. Кроме того, нейросеть встроена в Яндекс Браузер (мобильная и десктопная версии).
Итоги исследования
- Больше всего вежливых и грубых фраз пользователи произносят в первый день общения.
- Женщины и пользователи старшего возраста значительно вежливее мужчин и молодежи.
- Ростов-на-Дону лидирует по количеству вежливых обращений, а Красноярск — в конце списка.
- Со временем пользователи воспринимают нейросеть как инструмент и меньше используют вежливые фразы.
Источник: данные исследования Яндекса
Обновления программ, что нового
• Сертификация FCC подтвердила процессор Snapdragon 8 Elite Gen 5 для глобальной версии Galaxy S26 Ultra
• Утилита Universal Intel* Wi-Fi & Bluetooth Driver Updater обновляет драйверы напрямую с серверов Windows Update: Доступны версии 24.10.0.4
• War Thunder добавляет пехотные бои: тестирование стартует уже в этом месяце
• Декабрьский апдейт Pixel Drop вызвал сбои в работе дисплеев линейки Pixel 10
• Лидеры мобильного рынка 3 квартала 2025 года: успех среднего ценового сегмента и влияние генеративного ИИ на продажи
• Goolge усиливает защиту ИИ-агентов Gemini в браузере Chrome: Введены новые уровни безопасности
