После недавних слухов о консоли Steam с видеокартой AMD RDNA4, которые оказались далеки от реальности, стоит задуматься: что именно необходимо Valve, чтобы их домашняя консоль действительно стала успешной?
С момента провала Steam Machine прошло много лет. Сейчас Valve гораздо опытнее, а портативная консоль Steam Deck стал настоящим хитом, разошедшимся миллионными тиражами. Однако перенос их успеха на рынок домашних консолей — совсем другая задача. Здесь потребуется учесть множество факторов, иначе проект рискует повторить судьбу Steam Machine.
Одна конфигурация вместо множества версий
Главное преимущество Steam Deck — это унификация. Устройства с LCD и OLED-дисплеями имеют практически идентичную производительность, что упрощает работу разработчиков и избавляет пользователей от путаницы.
Microsoft уже совершила ошибку, выпустив Xbox Series S и Series X: разница в мощности вызвала проблемы с оптимизацией игр. Если Valve создаст консоль Steam, ей нужно придерживаться одной производительной конфигурации с разными вариантами памяти, а не дробить линейку устройств.
Продажи через розничные сети
Одним из главных недостатков Steam Deck остаётся ограниченная доступность. Valve продаёт консоль в основном через Steam, но для успеха на рынке домашних консолей потребуется розничное распространение. Люди должны иметь возможность просто зайти в магазин и купить устройство с полки, как это происходит с PlayStation и Xbox.
Уже сейчас отсутствие розничных партнёров мешает распространению Steam Deck, особенно в регионах, где нет прямой доставки.
Сырой интерфейс SteamOS
Игровой режим Steam Deck (Steam Big Picture Mode) всё ещё далёк от идеала. Он часто лагает, сбрасывает позиции на экране и даже может зависать после обновлений.

Если Valve хочет выйти на рынок домашних консолей, ей придётся довести до ума интерфейс SteamOS и обеспечить стабильность. Пользователи привыкли к плавным и отзывчивым меню на Xbox и PlayStation. В текущем виде SteamOS не готова конкурировать с ними.
Steam Deck Verified — система, требующая доработки
Программа совместимости Steam Deck Verified работает не идеально. Некоторые неподдерживаемые игры демонстрируют нормальную производительность, а "проверенные" тайтлы могут страдать от багов и плохой оптимизации.
Если полноценная игровая консоль Steam выйдет, Valve придётся создать более строгую систему сертификации, чтобы пользователи не сталкивались с сюрпризами. Домашняя консоль — это не ПК, где люди готовы настраивать параметры. Игры должны просто работать.
Проблема совместимости с играми
Консоль Steam, скорее всего, будет работать на SteamOS и Proton, аналогично Steam Deck. Это означает, что:
- Игры не будут разрабатываться специально под консоль.
- Придётся полагаться на совместимость через Proton.
- Некоторые игры могут не запускаться или работать нестабильно.

Хотя Proton позволяет запускать большинство Windows-игр на Linux, он неидеален. Некоторые игры ломаются после обновлений, а разработчики не обязаны их исправлять. Это серьёзный риск для домашней консоли.
Античит — главная преграда
Самая большая проблема Steam Console — отсутствие поддержки античита. Из-за этого на Steam Deck не работают многие онлайн-игры, включая:
- GTA Online
- Apex Legends
- Fortnite
- PUBG
- Battlefield
- EA Sports FC

Без решения этой проблемы консоль не сможет конкурировать с Xbox и PlayStation. Пока Valve не договорится с разработчиками античитов, запуск Steam Console выглядит сомнительным.
Valve нужны партнёры среди разработчиков
С момента провала Steam Machine ситуация изменилась: теперь Windows-игры можно запускать через Proton. Однако, чтобы сделать консоль Steam успешной, Valve нужны партнёры среди крупных издателей, которые оптимизируют свои игры.
Например, компания уже сотрудничает с Lenovo для запуска Legion Go S со SteamOS, но пока неясно, будет ли Valve заниматься сертификацией игр для этого устройства.
Что с контроллером?
Для успеха Steam Console Valve нужен официальный контроллер. Steam Input поддерживает множество геймпадов, но консоль должна поставляться с качественным комплектным решением.
В сети уже появлялись утечки о Steam Controller 2, и, возможно, это часть будущего экосистемы Valve.
Итог: нужна ли вообще полноценная игровая консоль Steam?
Valve уже экспериментирует с разными форм-факторами, но есть ли смысл в полноценной консоли?
Рынок занят Xbox, PlayStation и Nintendo, а SteamOS пока не готова для мейнстрим-пользователей. Самое логичное развитие — это дальнейшая работа над Steam Deck, улучшение SteamOS и партнёрство с производителями ПК.
Если Valve не создаст консоль Steam, то, возможно, лучший вариант — собрать мини-ПК на будущих процессорах AMD и установить на него SteamOS.
А вы бы купили консоль Steam?
Как вы думаете, нужна ли Valve новая консоль? Делитесь мнением в комментариях!
Linux: обзоры и обновления
• Разработка KDE Plasma 6.6: оптимизация пользовательского интерфейса и расширенная поддержка оборудования
• Релиз-кандидат Wine 11.0: исправления для Mass Effect и Photoshop, внедрение TWAINDSM
• Линус Торвальдс в гостях у Linus Tech Tips: ключевые тезисы о ядре Linux, выборе дистрибутива и оборудовании
• Ubuntu Pro приходит в WSL: корпоративные функции Linux теперь доступны пользователям Windows
• Mesa 25.2.8 и 25.3.1 вышли с исправлениями для реализации графических API Vulkan и OpenGL в Linux
• Повышение стабильности ReactOS: устранены причины синих экранов смерти при работе с USB-устройствами
