Компания Valve представила масштабное расширение своей аппаратной линейки, анонсировав три новых устройства: Steam Frame, Steam Controller и Steam Machine. Новинки объединяет экосистема Steam, а модели Steam Frame и Steam Machine работают под управлением SteamOS. Это важное событие для сообщества Linux-гейминга и очередное подтверждение стремления Valve развивать открытые технологии и платформы.
«Мы очень довольны успехом Steam Deck, — заявил президент Valve Гейб Ньюэлл. — ПК-игроки продолжали просить нас предоставить ещё больше возможностей для игры во все замечательные тайтлы из их библиотек Steam. Наша работа на протяжении многих лет над различным оборудованием и, что ещё важнее, над SteamOS позволила Steam Controller, Steam Machine и Steam Frame воплотить эту идею в жизнь».

Итак, что же представляют собой новые устройства Valve.
Steam Machine
Кратко:
- Миниатюрный, но мощный игровой ПК для гостиной с поддержкой вывода на большой экран; работает тихо и достаточно мал, чтобы разместить его под телевизором, на столе или в другом удобном месте (габариты порядка 160 x 160 x 160 мм).
- Работает под управлением SteamOS и обеспечивает такой же удобный «консольный» опыт, как и Steam Deck.
- Оптимизирован для использования со Steam Controller, но поддерживает и любые другие периферийные устройства и аксессуары.
Steam Machine представляет собой компактный настольный игровой компьютер (габариты порядка 160 x 160 x 160 мм), ориентированный на использование с большим экраном — телевизором или монитором. Благодаря эффективному охлаждению он работает тихо и может незаметно разместиться в гостиной или на рабочем столе. Внутри устройства находится специально разработанный 6-ядерный процессор AMD Zen 4 (до 4,8 ГГц, TDP 30 Вт) и графический ускоритель на архитектуре RDNA 3 с 28 вычислительными блоками (до 2,45 ГГц, TDP до 110 Вт). По заявлению Valve, производительность Steam Machine более чем в шесть раз выше, чем у портативного Steam Deck; новинка поддерживает плавный геймплей в разрешении вплоть до 4K при 60 кадрах/с (с использованием технологии масштабирования AMD FSR — FidelityFX Super Resolution) и оснащена графикой с аппаратной поддержкой трассировки лучей. Объём памяти составляет 16 ГБ DDR5, а для нужд графики выделено ещё 8 ГБ GDDR6 VRAM.
В продажу поступят две версии Steam Machine — с SSD на 512 ГБ и 2 ТБ. Предусмотрен слот microSD для расширения хранилища или переноса коллекции игр на карте. Набор разъёмов весьма широк: видеовыходы DisplayPort 1.4 (до 8K@60 Гц или 4K@240 Гц, HDR, FreeSync/VRR, цепное подключение мониторов) и HDMI 2.0 (до 4K@120 Гц, HDR, FreeSync, CEC); один порт USB-C 3.2 Gen 2 (10 Гбит/с) и четыре порта USB-A (2 x USB 3.0 спереди и 2 x USB 2.0 сзади); проводная сеть Gigabit Ethernet; модули Wi-Fi 6E (2x2) и Bluetooth 5.3 (с отдельной антенной). В корпус также встроен собственный 2,4 ГГц радиомодуль для беспроводного подключения Steam Controller без использования Bluetooth.
Steam Machine работает под управлением операционной системы SteamOS 3 на базе Arch Linux с графической средой KDE Plasma, предоставляя тот же удобный «игровой» интерфейс, что и Steam Deck. Поддерживаются быстрый переход в спящий режим и мгновенное возобновление игр, синхронизация сохранений через Steam Cloud и Proton для запуска Windows-игр. Устройство можно разбудить нажатием кнопки на Steam Controller. Дополняет облик настраиваемая LED-подсветка на корпусе — её цвет и эффекты можно изменять, а также она служит индикатором состояния системы (например, во время загрузки или обновления игр).
Основные характеристики* Steam Machine (2026)
| Центральный процессор | Полузаказной процессор AMD Zen 4 с 6 ядрами и 12 потоками Частота до 4,8 ГГц, TDP до 30 Вт |
| Графический процессор | Полузаказной GPU AMD RDNA 3 28 CU Макс. стабильная частота 2,45 ГГц, TDP 110 Вт |
| Оперативная память | 16 ГБ DDR5 + 8 ГБ видеопамяти GDDR6 |
| Хранилище |
Обе модели оснащены высокоскоростным слотом microSD |
| Питание | Встроенный блок питания 110–240 В |
| Беспроводные интерфейсы | Wi-Fi 6E (2x2) Bluetooth 5.3 с отдельной антенной |
| Поддержка Steam Controller | Встроенный беспроводной адаптер 2,4 ГГц для Steam Controller |
| Видео и аудио выходы |
DisplayPort 1.4: до 4K @ 240 Гц или 8K @ 60 Гц • HDR / FreeSync / цепное подключение HDMI 2.0: до 4K @ 120 Гц • HDR / FreeSync / CEC |
| Порты USB |
|
| Сетевое подключение | Gigabit Ethernet |
| Светодиодная индикация | 17 RGB-светодиодов с индивидуальным управлением для статуса и кастомизации |
| Размеры и вес | Высота 152 мм (148 мм без ножек) x глубина 162,4 мм x ширина 156 мм Вес ~ 2,6 кг |
| Операционная система | SteamOS 3 (на базе Arch Linux), рабочая среда KDE Plasma |
*некоторые характеристики могут измениться до начала продаж
Steam Frame
Коротко:
- Позволяет транслировать все ваши игры из Steam — как VR, так и обычные без VR.
- Удобная беспроводная VR-гарнитура, предлагающая новый способ насладиться всей библиотекой Steam.
- Имеет полный набор органов управления, достаточный как для VR, так и для обычных игр.
- Полноценный компьютер: Steam Frame построена на процессоре Snapdragon и работает под SteamOS, обеспечивая опыт, сопоставимый с Steam Deck.
- Поддерживает автономную работу, позволяя играть с погружением где угодно без проводов.
Steam Frame — новая беспроводная VR-гарнитура от Valve, предназначенная как для автономного использования, так и для стриминга игр с ПК. В отличие от предыдущей гарнитуры Index, новинка не требует проводного подключения к компьютеру. Steam Frame оснащена встроенной мобильной платформой: 4-нм процессором Snapdragon 8 Gen 3 (ARM64) и 16 ГБ быстрой оперативной памяти LPDDR5X. Гарнитура работает под управлением SteamOS, что позволяет запускать на ней игры без внешнего ПК. Кроме того, Steam Frame можно подключать к компьютеру для передачи высококачественного VR-изображения — для этого в комплект входит специальный беспроводной адаптер, использующий связь Wi-Fi 7 в диапазоне 6 ГГц для минимальной задержки.
Новая VR-система от Valve получила панкейк-линзы и высокочёткие дисплеи с разрешением 2160x2160 пикселей на каждый глаз, обеспечивающие заметно более компактную и лёгкую конструкцию по сравнению с предыдущим поколением VR. Частота обновления экрана составляет от 72 до 144 Гц (в том числе экспериментальный режим 144 Гц), а угол обзора достигает 110°. При этом Steam Frame остаётся очень лёгкой: вес основного модуля составляет всего 185 г, а вместе с полным наголовьем (включающим крепления, аккумулятор и наушники) — около 440 г. Для отслеживания положения используются четыре внешние камеры (монохромные сенсоры, которые работают даже в темноте при помощи встроенной ИК-подсветки), реализуя inside-out трекинг без внешних базовых станций. Дополнительно две внутренние камеры отслеживают направление взгляда пользователя (eye-tracking) для интерфейсов и рендеринга.

Steam Frame имеет модульную архитектуру: оголовье с аккумулятором, аудиосистемой и разъёмом для карт памяти можно отсоединять от основной части с экранами и датчиками. На передней панели предусмотрен порт расширения (две линии по 2,5 Гбит/с, PCIe Gen4) — в будущем к нему могут быть подключены дополнительные модули. Например, Valve рассматривает возможность выпуска цветной камеры для passthrough-режима, так как встроенный режим сквозного вида пока работает только в чёрно-белом варианте.
В комплекте с гарнитурой идут два новых контроллера Steam Frame Controller. Они обеспечивают полноценное отслеживание в 6 степеней свободы (6DoF) и оснащены инерциальными датчиками (IMU) для точного отслеживания движений. В контроллерах используются магнитные мини-джойстики (датчики TMR) с повышенной точностью и надёжностью, которые распознают касание пальцев (ёмкостные сенсоры под большим пальцем). Каждый контроллер оснащён стандартным набором кнопок, аналогичным обычному геймпаду (включая стики, триггеры и т. д.), а также обладает виброотдачей. Питание контроллера осуществляется от сменной батарейки типа AA, заряда которой хватает примерно на 40 часов работы; предусмотрены ремешки для фиксации на руках.
Благодаря встроенному трекингу глаз Steam Frame поддерживает технологию foveated streaming: разрешение и качество передаваемого по беспроводной связи изображения динамически настраиваются в зависимости от того, куда пользователь смотрит. Максимальная четкость всегда подаётся в ту область, на которую направлен взгляд, что позволяет снизить требуемую полосу пропускания без ущерба для восприятия. Для вывода звука в гарнитуру интегрирована собственная аудиосистема — в оголовье размещены четыре динамика (стерео, по два динамика с каждой стороны) для объёмного звучания, а также два микрофона для голосового чата и системных функций. Steam Frame работает под управлением SteamOS и поддерживает все ключевые возможности, знакомые по Steam Deck: быстрый переход в спящий режим/пробуждение, синхронизацию сохранений через облако и технологию Proton для запуска Windows-игр на Linux.
Основные характеристики* Steam Frame (2026)
| Процессор | Qualcomm Snapdragon 8 Gen 3 (ARM v9, 4 нм) |
|---|---|
| Память | 16 ГБ LPDDR5X (унифицированная) |
| Хранилище | 256 ГБ или 1 ТБ UFS, слот для карты microSD |
| Дисплей и оптика | LCD-дисплеи с панкейк-линзами, разрешение 2160 x 2160 на глаз |
| Частота обновления | 72–144 Гц (экспериментальный режим 144 Гц) |
| Поле зрения (FOV) | До 110° (диагональ) |
| Система трекинга |
4 внешние монохромные камеры для отслеживания 2 внутренние камеры для трекинга глаз и фовеального рендеринга Инфракрасная подсветка для работы в тёмных условиях |
| Контроллеры |
2x Steam Frame Controller с 6DoF и IMU Магнитные стики (TMR), ёмкостные сенсоры, виброотдача Питание: 1x AA (до 40 ч), съёмные ремешки |
| Связь | Wi-Fi 7 (2x2, Dual 5/6 ГГц), Bluetooth 5.3; комплектный адаптер 6 ГГц с низкой задержкой |
| Аудио | 4 встроенных динамика (по 2 на ухо), двойная решётка микрофонов |
| Аккумулятор | Съёмный Li-Ion, 21.6 Вт·ч, зарядка через USB-C (45 Вт) |
| Операционная система | SteamOS 3 (на базе Arch Linux): спящий режим, облачные сохранения, Proton |
| Особенности |
Технология Foveated Streaming (стриминг по направлению взгляда) Порт расширения: 2x 2.5 Гбит/с (PCIe Gen 4) Режим чёрно-белого passthrough |
| Масса | 185 г (ядро), 440 г (с оголовьем, аккумулятором и аудиомодулем) |
*некоторые характеристики могут измениться до начала продаж
Steam Controller (2026)
Коротко:
- Создан на базе наработок Steam Deck и содержит все необходимые элементы управления для игр из Steam на любой платформе.
- Высокопроизводительный эргономичный геймпад с новейшими прецизионными магнитными мини-джойстиками, полноразмерными кнопками, двумя трекпадами, гироскопом и дополнительными кнопками под хватом.
- Одинаково хорошо подходит для игр на любой платформе Steam: ПК, ноутбуке, Steam Deck, Steam Machine или Steam Frame.
Наряду с консолями, Valve представила обновлённый Steam Controller — беспроводной геймпад нового поколения, призванный обеспечить универсальное управление для игр на всех устройствах Steam. По концепции он является развитием идей, заложенных в контроллерах Steam Deck. Steam Controller совместим с любыми платформами, где доступен Steam: настольными ПК под Windows, Linux и MacOS, портативными игровыми системами (включая Steam Deck и другие устройства на SteamOS), а также с мобильными гаджетами через приложение Steam Link. Разумеется, новинка рассчитана и на работу с представленными Steam Machine и Steam Frame.
Для подключения геймпада предусмотрено три способа: фирменный адаптер Steam Controller Puck (входит в комплект) для беспроводной связи по протоколу 2,4 ГГц с минимальной задержкой ~8 мс (поддерживается подключение до четырёх контроллеров к одному адаптеру); стандартный Bluetooth; и проводное USB-подключение. Контроллер оснащён встроенным литий-ионным аккумулятором, обеспечивающим более 35 часов непрерывной игры. Подзарядка осуществляется через USB-C или при помощи док-адаптера Puck (при установке геймпада на адаптер).
Одно из ключевых новшеств Steam Controller 2026 — магнитные мини-джойстики с датчиками на эффекте Холла (технология TMR). Такие стики отличаются высокой точностью, надёжностью и отсутствием дрейфа; кроме того, они оснащены емкостными сенсорами, распознающими прикосновение пальца. Также в рукоятках геймпада установлены специальные датчики захвата (Grip Sense), реагирующие на сжатие — например, по умолчанию с их помощью можно быстро активировать или деактивировать гироскоп для прицеливания, а при желании им можно назначить другие функции.
Steam Controller предлагает расширенную систему тактильной обратной связи: всего в геймпаде установлено 4 вибромотора. Два высокоточных линейных моторчика (LRA) расположены под большими круглыми трекпадами и обеспечивают тонкую вибрацию для имитации тактильных ощущений при наведении курсора или эмуляции мыши. Ещё два мощных вибромотора встроены в ручки контроллера, создавая классический эффект отдачи (rumble) в играх.
По количеству элементов управления новый Steam Controller не уступает современным геймпадам. Он оснащён двумя аналоговыми стиками, крестовиной (D-pad), четырьмя кнопками действия (A, B, X, Y), двумя спусковыми курками и двумя верхними бамперами (L/R). Присутствуют системные кнопки View, Menu, Steam и кнопка быстрого доступа Quick Access Menu (как на Steam Deck). На задней стороне корпуса расположены 4 программируемые кнопки под средний и безымянный пальцы. Уникальной чертой устройства являются 2 круглых трекпада с тактильной отдачей, которые могут выступать заменой мыши для точного прицеливания и навигации по интерфейсу. Кроме того, Steam Controller содержит встроенный гироскоп/акселерометр (6-осевой IMU), обеспечивающий управление наклонами и поворотами контроллера в пространстве.
Основные характеристики* Steam Controller (2026)
| Совместимость | ПК (Windows, Linux, macOS), портативные устройства (включая Steam Deck), Steam Machine, Steam Frame, мобильные устройства через Steam Link |
|---|---|
| Подключение |
|
| Питание | Встроенный аккумулятор Li-Ion (до 35 ч автономной работы); зарядка через USB-C или адаптер Puck |
| Органы управления |
2x аналоговых стика (магнитные датчики TMR, сенсор касания) D-Pad, 4x кнопки ABXY 2x триггера + 2x бампера 4x кнопки под хватом 2x трекпада с виброотдачей Кнопки Steam / View / Menu / Quick Access 6-осевой гироскоп (IMU) |
| Тактильная отдача | 4 вибромотора: 2x LRA в трекпадах (HD-отклик) + 2x мощных мотора в рукоятках (эффект rumble) |
| Датчики и особенности |
Grip Sense — назначаемые действия (например, активация гироскопа) Магнитные джойстики без дрейфа (Hall Effect) Полная настройка через Steam Input |
| Программное обеспечение | Поддержка Steam Input, гибкая настройка профилей, калибровка сенсоров |
*некоторые характеристики могут измениться до начала продаж
Linux: обзоры и обновления
• Valve представила новые Steam Frame, Steam Controller и Steam Machine на базе SteamOS
• Sparky Linux 8.1: обновление системы с ядром 6.12 LTS и обновленными рабочими окружениями
• Антивирус Касперского для Linux теперь доступен для зарубежных пользователей
• Mission Center 1.1 для Linux получил обновлённую страницу служб и улучшения производительности
• Как восстановить работу Copilot в Microsoft Edge на Linux: Пошаговая инструкция
• Вышла KDE Plasma 6.4.6 — финальный релиз серии с обновлениями Discover и KWin














