Wayland против X11: KDE Plasma 6.4 показывает, что старый протокол всё ещё быстрее и экономичнее

2025-07-10 823 комментарии
Подробное сравнение производительности сеансов KDE Plasma 6.4 на базе X11 и Wayland показало, что X11 по-прежнему выигрывает в простое и под нагрузкой — меньше расходует энергию, нагружает CPU/GPU и обеспечивает лучший отклик системы

Сравнение производительности сеансов KDE Plasma на базе X11 и Wayland

Игорь Любунчич (ранее отвечавший в Canonical за проекты высокопроизводительных вычислений) провёл серию подробных тестов, сравнив производительность и энергопотребление сеансов KDE Plasma при использовании протоколов дисплея X11 и Wayland.

Ещё в конце июня, в обзоре Plasma 6.4, он заметил, что сеанс на базе Wayland демонстрирует худшую оптимизацию – постоянно нагружает CPU ~на 8% и вызывает периодические всплески нагрузки GPU до 100% даже в режиме простоя, тогда как X11 в аналогичных условиях практически не загружает систему. Эти тревожные наблюдения побудили его провести дополнительные измерения на разных системах и нагрузках, результаты которых подтверждают: традиционный X11 пока существенно превосходит Wayland по эффективности.

Режим простоя на ноутбуке с AMD GPU (KDE Plasma 6.4)

Основные тесты проводились на ноутбуке Lenovo IdeaPad 3 (2019 г.) с интегрированной графикой AMD (Vega) на свежей сборке KDE Plasma 6.4 (KDE neon). В обеих сессиях (Wayland и X11) запускался минимальный набор приложений (только системный монитор и консоль), чтобы измерить базовые накладные расходы каждого графического стека.

Замеры утилитой radeontop (показывает загрузку блоков GPU) при неактивном рабочем столе выявили значительно большее потребление ресурсов в сеансе Wayland. Особенно это проявилось при включении профиля экрана «Color Accuracy» (цветовой точности) вместо стандартного режима «Power Efficiency»(энергоэффективности) – данный профиль в Plasma повышает точность цветопередачи ценой большего расхода ресурсов. В таблице ниже приведены средние показатели загрузки GPU (в %) по различным подсистемам графического конвейера за интервал ~60 секунд простоя:

Метрика Wayland + Power Efficiency Wayland + Color Accuracy X11 сеанс
Graphics pipe (графический конвейер)3.314.032.47
Event Engine (движок событий)0.000.000.00
Vertex Grouper + Tesselator (вершинный сборщик/тесселяция)0.330.300.11
Texture Addresser (блок текстур)0.902.030.78
Shader Export (блок шейдеров)2.243.031.42
Sequencer Instruction Cache0.060.080.03
Shader Interpolator2.583.311.61
Scan Converter2.543.181.54
Primitive Assembly0.320.300.11
Depth Block2.513.181.53
Color Block2.513.181.54
VRAM (видеопамять)26.3928.4422.36
GTT (таблица перевода адресов)3.923.983.85
Memory Clock (тактовая частота памяти)33.3354.9054.81
Shader Clock (тактовая частота шейдеров)16.6716.6716.67

Как видно, сеанс X11 потребляет меньше GPU-ресурсов по всем параметрам, тогда как Wayland даже в режиме энергосбережения загружает графику сильнее, а переключение в профиль Color Accuracy усугубляет эту разницу. К примеру, средняя загрузка основных блоков рендеринга (Graphics pipe, Shader и т.д.) в Wayland на 20–60% выше, чем в X11. Объём используемой видеопамяти (VRAM) в простое под Wayland был ~26–28%, тогда как под X11 ~22% – разница ~30%. Показатели подтверждают слова разработчиков KDE о том, что профиль Color Accuracy требует больших затрат, и в целом показывают, что X11-сессия заметно «легче» даже в тривиальных простых задачах.

Данные по энергопотреблению также склоняются в пользу X11. Утилита powertop зафиксировала следующие средние значения потребляемой мощности в простое: около 6,09 Вт для сеанса Wayland (и ~6,05–6,08 Вт с профилем Color Accuracy) против 5,67–5,87 Вт для сеанса X11. Таким образом, при бездействии система под X11 потребляла примерно на 3–7% меньше энергии, чем под Wayland. Это означает более медленную разрядку батареи – преимущество X11 составило те самые ~3–7% экономии заряда.

Загрузка CPU в режиме простоя также оказалась ниже при использовании X11. По данным утилиты vmstat, сеанс X11 простаивал с ~98,17% idle CPU (т.е. загрузка CPU всего ~1,83%), в то время как Wayland нагружал процессор чуть сильнее – ~1,97% в режиме энергосбережения и ~2,1% в режиме точности цвета. На первый взгляд разница невелика (десятые доли процента), однако она согласуется с приведёнными выше метриками GPU и энергопотребления. В относительном выражении Wayland тратил на ~7,6% больше CPU-ресурса, чем X11(а с включённым Color Accuracy – на ~14% больше).

Кроме того, внутренние показатели активности системы отличаются еще заметнее. Wayland-сессия генерировала больше фоновой работы: так, в среднем фиксировалось на 25% больше аппаратных прерываний и на 48% больше переключений контекста, чем в X11. В таблице ниже суммированы некоторые измерения vmstat (усреднённые за 60-секундный интервал простоя):

Метрика Wayland + PE Wayland + CA X11 сеанс
Среднее число задач в очереди выполнения0.180.350.07
Общее число задач в очереди выполнения11214
Прерывания (in)11881173937
Переключения контекста (cs)11951208803
Idle CPU % (простой)98.0397.9098.17

Как видно, при Wayland в очереди на выполнение скапливается больше задач (в 3–5 раз), а также происходит больше обращений к оборудованию (прерываний) и переключений задач, чем при X11. В итоге X11-сессия имеет чуть больший процент простоя CPU (98,17% против ~98,0% у Wayland), что подтверждает: под X11 процессор отдыхает больше. Избыточная фоновая активность Wayland, вероятно, связана с дополнительными накладными операциями в композиторе и драйверах. Хотя эти различия измеряются единицами процентов, они могут суммироваться и оказывать влияние на энергопотребление и отклик системы в длительной перспективе.

Для более глубокого анализа Игорь также выполнил профилирование ядра с помощью утилиты perf. Она зафиксировала статистику низкоуровневых счётчиков производительности (циклы CPU, кэш, инструкции и пр.) на холостом ходу системы. Результаты снова в пользу X11 – старый добрый X-сервер совершает существенно меньше работы «под капотом». Ниже приведены основные показатели за ~60 секунд простоя для Wayland (в двух режимах) и X11:

Показатель Wayland + PE Wayland + CA X11 сеанс
CPU clock, мс~543 000~540 000~527 000
Переключения контекста14 415 (26,547/с)16 120 (29,864/с)6 021 (11,436/с)
Миграции процессов72 (0,133/с)139 (0,258/с)92 (0,175/с)
Промахи страниц201 (0,37/с)450 (0,834/с)75 (0,142/с)
Тактов (CPU cycles)3,95 млрд (0,007 ГГц)4,43 млрд (0,008 ГГц)1,9 млрд (0,004 ГГц)
Простои конвейера фронтэнда452,5 млн (11,47%)616,5 млн (13,92%)213 млн (11,13%)
Простои конвейера бэкэнда1,42 млрд (36,04%)1,45 млрд (32,82%)618 млн (32,28%)
Инструкции CPU780 млн (0,2/цикл; 1,82 простоя/цикл)901 млн (0,2/цикл; 1,61 простоя/цикл)483 млн (0,25/цикл; 1,28 простоя/цикл)
Ветвления168 млн (309 тыс/с)193 млн (358 тыс/с)104 млн (197 тыс/с)
Промахи ветвлений13,83%13,36%11,7%

Эти цифры показывают, что в пустом простое Wayland «накручивает» почти вдвое больше тактов и инструкций CPU, чем X11, и выполняет больше вспомогательных операций (промахов страниц, переключений контекста и т.д.). Например, за равное время Wayland-сессия выполнила ~780–901 млн инструкций, а X11 – лишь ~483 млн, то есть примерно в 1,6–1,9 раза меньше. Аналогично, у Wayland вдвое больше суммарных циклов CPU. Процент «простаивающих» циклов (stalled cycles) тоже несколько выше у Wayland, что указывает на менее эффективное использование конвейера. В совокупности это подтверждает вывод: сеанс X11 заметно более «худой» по нагрузке на процессор, тогда как Wayland ведёт больше работы даже при отсутствии активных задач.

Важно, что при этом Игорь не обнаружил какого-то одного сбойного компонента, который мог бы объяснить 100%-е всплески GPU под Wayland – проблема носит системный характер. Он делает вывод, что повышенная нагрузка Wayland обусловлена не багом, а общей неоптимизированностью кода (как самого композитора KWin/Wayland, так и окружения). Современный софт в целом часто грешит расточительным потреблением ресурсов, и Wayland не исключение. На мощных современных ПК эти издержки могут казаться незначительными (теряются в «округлениях» на 32-ядерных CPU), но на обычном ноутбуке они явно проявляются в виде лишней нагрузки.

Тестирование на системе с графикой NVIDIA (Kubuntu 24.04)

После экспериментов на интегрированной AMD-графике были проведены аналогичные тесты на другой конфигурации – ноутбуке Lenovo Y50-70 с процессором Intel и дискретным GPU NVIDIA (смешанная графика), под управлением Kubuntu 24.04 (KDE Plasma 5.27). Цель – проверить, сохранятся ли тенденции на другом оборудовании и в более старой версии Plasma. Результаты оказались сходными: сеанс Wayland вновь продемонстрировал больший «аппетит» по сравнению с X11.

В режиме простоя энергопотребление составляло примерно 22,42 Вт под Wayland против 21,86 Вт под X11 (т.е. на ~0,5 Вт выше). Нагрузка CPU при этом вообще была мизерной в обоих случаях (доли процента), но и здесь X11 чуть выиграл: ~0,050% CPU против 0,067% у Wayland (в относительном выражении Wayland потреблял ~34% больше CPU, хотя абсолютные цифры крайне малы). Количество переключений контекста в простое под Wayland достигало ~43,8 в секунду, тогда как под X11 – около 34,1 в секунду (на 28% меньше).

Под нагрузкой разброс увеличился. При воспроизведении 4K-видео (60 FPS) в VLC плеере Wayland нагружал CPU примерно до 12,5%, в то время как X11 – лишь до 4,3%, то есть примерно в 3 раза меньше. Разница в графической производительности тоже ощутима: в тесте WebGL Aquarium (отрисовка 3D-рыбок в браузере) с ~15 000 объектов Wayland выдавал около 16 FPS, тогда как X11 устойчиво держал ~29 FPS – почти двукратный перевес в пользу X11. Эти наблюдения совпадают с данными на AMD-графике и подтверждают, что эффективность X11 заметно выше во множестве сценариев, от простоя до мультимедиа.

(Примечание: в тесте WebGL на системе с NVIDIA Wayland показал чуть меньшее энергопотребление при высоких нагрузках GPU, но это объясняется тем, что он уткнулся в лимит производительности и просто не мог выдать больше кадров – фактически «берёг энергию» ценой низкого FPS .)

Мультимедийная нагрузка на AMD: 4K-видео и WebGL

Помимо измерений в простое, Игорь отдельно протестировал поведение Wayland и X11 при воспроизведении видео 4K@60FPS в VLC и в графическом тесте WebGL Aquarium на том же ноутбуке с AMD APU (Plasma 6.4, драйвер AMD). Для чистоты эксперимента в KDE Plasma (X11) проверили два режима: с включённым композитным эффектом (Compositing ON) и с отключённым (что разгружает систему). Ключевые результаты получились следующие:

  • Процессорная нагрузка (CPU) при воспроизведении 4K-видео резко выросла под Wayland. В сеансе KDE X11 CPU был занят лишь на ~3,7% (с отключённым композитингом) и около 9,8% (с композитингом включённым). Для сравнения, в сеансе KDE Wayland загрузка CPU достигала 25,7% (профиль Color Accuracy) и 31,5% (режим Power Efficiency). Таким образом, Wayland потреблял в 8–10 раз больше CPU-ресурса, чем X11, при декодировании видео (даже учитывая, что X11 с отключённым композитингом даёт дополнительный выигрыш). Это свидетельствует о значительно более высокой нагрузке на процессор в графической подсистеме Wayland.
  • Количество аппаратных прерываний при проигрывании видео под Wayland оказалось на 5–16% выше, чем под X11. Это косвенно указывает на дополнительные обращения к устройствам/драйверам в режиме Wayland.
  • Загрузка GPU при воспроизведении видео не сильно отличалась между сеансами – она была высокой во всех случаях (в районе 55–58% для графического конвейера GPU) и разница между Wayland и X11 составила не более ~2%. Иными словами, само декодирование видео одинаково активно задействует GPU и там, и там; основная разница нагрузки пришлась именно на CPU.
  • Энергопотребление при воспроизведении 4K-видео существенно выше в Wayland-сессии. Замеры powertop показали, что Wayland за время теста потреблял примерно 13,8–14,1 Вт (Color Accuracy) и в пиках до 20,4 Вт (Power Efficiency режим), тогда как KDE X11 – около 10,7–12,1 Вт (с композитингом) и 11,4–14,9 Вт (без композитинга). Разница зависит от режима, но в среднем Wayland расходовал на 8–49% больше энергии, чем X11, для воспроизведения того же видео. Наибольший разрыв наблюдался при сравнении оптимального случая X11 (Comp ON ~10,7 Вт) против худшего случая Wayland (PE режим до 20,4 Вт) – почти двукратное превышение. В более сопоставимых режимах (Comp ON vs Wayland CA) разница составила ~15–20% не в пользу Wayland.
  • В тесте WebGL Aquarium (отрисовка 3D-графики в браузере) производительность по FPS в целом оказалась сопоставимой между сеансами Wayland и X11: например, KDE Wayland давал ~16–38 FPS (в диапазоне в зависимости от нагрузки и режима питания), а KDE X11 – ~16–42 FPS (с композитингом). Однако при близких кадрах в секунду энергопотребление Wayland всё равно было выше. В среднем Wayland-сессия расходовала ~8% больше энергии, чем X11, для рендеринга одинаковой сцены WebGL. Таким образом, даже когда показатели FPS выровнены, X11 умудряется делать ту же работу чуть «дешевле» с точки зрения ватт.

(Отметим, что отключение композитинга в X11 может заметно повысить FPS и снизить нагрузку, как показали испытания: X11 без композитинга выдал максимальный FPS и минимальную загрузку GPU/CPU . Это дополнительное преимущество X11, недоступное в Wayland, где композитинг неотделим от работы протокола.)

Сравнение Wayland-сессий KDE Plasma и GNOME (Fedora 42 vs KDE neon)

В заключение, Игорь решил сравнить производительность Wayland не только внутри KDE, но и в другом окружении. Для этого он провёл аналогичный набор тестов на Fedora 42 Workstation (GNOME, Wayland), сопоставив результаты с данными KDE neon (Plasma 6.4) на том же ноутбуке с AMD GPU. Конфигурации Fedora GNOME и KDE neon существенно различаются (версии ядра, драйверов, фоновых сервисов и пр.), поэтому цифры нельзя считать строго научным сравнением. Однако общие тенденции в относительнойпроизводительности можно проследить и тут:

  • Простои CPU: Сеанс GNOME (Wayland) показал самую высокую загрузку процессора в простое – около 2,2% CPU (т.е. ~97,8% idle). Это даже больше, чем у KDE Plasma Wayland в ресурсоёмком режиме CA (~2,1%). Для сравнения, KDE Wayland (PE) потреблял ~1,97% CPU, а KDE X11 – всего ~1,83% CPU. Таким образом, GNOME/Wayland нагружал процессор на ~20% больше, чем X11 (и на 5–12% больше, чем Plasma Wayland).
  • Энергопотребление в простое: В GNOME (Wayland) оно оказалось нестабильным, прыгая от ~5,83 Вт до 7,62 Вт в разных замерах. Для сравнения, KDE Wayland давал ~6,05–6,09 Вт, а KDE X11 – 5,67–5,87 Вт. В лучшем случае Fedora/GNOME потреблял на пару процентов меньше, чем Plasma/Wayland, но в худшем – на ~25% больше. Если усреднить (~6,7 Вт), выходит, что GNOME/Wayland потребляет ~10% больше энергии, чем X11 на том же железе. Столь большой разброс в Fedora частично объясняется отличиями в фоновых процессах и поведении powertop, но тренд ясен: Wayland-сессия GNOME не превосходит KDE по экономичности, а X11 остаётся самым «экономным».
  • Простои GPU: Интересно, что в полностью холостом режиме GNOME/Wayland показал самую низкую загрузку GPU среди сравниваемых (ниже, чем KDE X11/Wayland). Однако Игорь объясняет это не лучшей эффективностью GNOME, а разницей в методике: в сеансе KDE для мониторинга был запущен системный монитор Plasma (который сам по себе нагружает GPU), тогда как в GNOME использовался более лёгкий GNOME System Monitor. То есть часть «преимущества» GNOME на графике – артефакт различий измерения. В целом же, без учёта мониторинга, GNOME не демонстрирует меньшего использования GPU под нагрузкой – наоборот, как увидим далее.
  • Профилирование CPU (perf): Сбор статистики perf показал, что сеанс GNOME (Wayland) в простое выполнил меньше CPU-инструкций и циклов, чем Plasma/Wayland. Однако при сравнении с X11 всё равно наблюдается увеличение работы. Игорь отмечает, что часть различий может быть обусловлена разными версиями ядра: Fedora использует более свежий/оптимизированный ядро, что могло слегка снизить нагрузку. Тем не менее, GNOME Wayland по-прежнему делает больше «холостой» работы, чем KDE X11.
  • Воспроизведение 4K-видео (Wayland vs X11 vs GNOME): В этом тесте сеанс GNOME (Fedora Wayland) потребил чуть меньше CPU (29,6%), чем KDE Plasma Wayland (31,5% в режиме CA). Однако оба существенно отстают от KDE X11, который задействовал лишь ~9,8% CPU на то же видео (примерно в 3 раза меньше, чем GNOME Wayland). Иначе говоря, X11 по-прежнему вне конкуренции – Wayland-нагрузка на CPU в 3 раза выше даже в лучшем случае. Между двумя реализациями Wayland небольшое преимущество оказалось у GNOME (он на ~6% разгрузил CPU относительно KDE/Wayland в режиме PE, хотя и на 15% отстал от режима CA; причины такой инверсии неясны).
  • Нагрузка на GPU при видео: Здесь GNOME/Fedora внезапно оказался самым «тяжёлым». По данным radeontop, графический конвейер GPU был загружен на ~58,2% под GNOME, тогда как под KDE (Wayland и X11) – ~56–58%. Разница невелика (1–2%), но по другим показателям GNOME сильно впереди: он задействовал видеопамять (VRAM) ~50,9 единиц, что более чем в 2 раза выше, чем в Plasma/Wayland (~23–24) и на ~15% выше, чем в Plasma/X11 (~44). Объём GTT буфера и тактовые частоты GPU/шейдеров тоже были максимальными в GNOME/Wayland – например, частота шейдеров на 28% выше, чем худший случай Plasma. Эти данные указывают, что Wayland в GNOME потребляет ещё больше GPU-ресурсов, чем Wayland в KDE, возможно из-за особенностей композиции Mutter и других компонентов GNOME.
  • Энергопотребление при видео: Расход энергии при воспроизведении 4K-видео подтвердил тенденцию. KDE X11 снова был самым эффективным – ~11,4–14,9 Вт. KDE Wayland (CA) – около 13,8–14,1 Вт, GNOME Wayland12,5–15,6 Вт, а KDE Wayland (PE) в пике до 20,4 Вт. Если сравнить сопоставимые условия: GNOME vs KDE Wayland, то Fedora (GNOME) потреблял примерно на ~10% меньше энергии, чем KDE Wayland в режиме PE, и столько же больше, чем в режиме CA. Но оба Wayland-сценария потребляли больше, чем X11 (разница ~8–10%). Таким образом, сеанс X11 вновь показал минимальный расход, тогда как Wayland (будь то KDE или GNOME) тратил больше батареи на ту же задачу.
  • Тест WebGL Aquarium: В графическом тесте с 3D-анимацией разница FPS между окружениями оказалась невелика. GNOME Wayland выдавал порядка 26–29 FPS, KDE Wayland – ~16–38 FPS, KDE X11 (Comp ON)16–42 FPS (без композитинга ещё выше). Фактически по производительности GNOME сравним с KDE (в пределах разброса). Однако по энергопотреблению картина прежняя: Wayland-сессии потребляли больше энергии на кадр, чем X11. По измерениям, GNOME (Wayland) потреблял ~17–19 Вт, Plasma Wayland – до 27–29 Вт, а Plasma X11 – ~21–29 Вт в этом тесте. Разница между GNOME и KDE обусловлена разными параметрами теста (в Fedora измерялись сценарии с/без зарядки). В целом же при равном FPS сессия Wayland расходует примерно на 5–10% больше энергии, чем X11 (подтверждая аналогичные выводы на другом железе).

В итоге, сравнение показало, что реализация Wayland в KDE Plasma оказалась несколько более производительной, чем в GNOME (Fedora) – по крайней мере, GNOME-сессия потребляла ещё больше CPU/GPU ресурсов в простое и под нагрузкой, чем KDE-сессия. Однако любой вариант Wayland пока уступает X11, который стабильно демонстрирует меньшую нагрузку и экономичность на одном и том же оборудовании.

(Ниже приведена итоговая сравнительная таблица некоторых метрик для четырёх сценариев: Fedora 42 (GNOME Wayland), KDE neon Wayland (режим PE), KDE neon Wayland (режим CA) и KDE neon X11 (с композитингом), взятых из разных разделов тестирования.)

Метрика Fedora 42 Wayland (GNOME) KDE neon Wayland (PE) KDE neon Wayland (CA) KDE neon X11 (Comp ON)
Idle CPU % (простое, idle)97.8% (примерно 2.2% загрузки)98.03% (примерно 1.97%)97.90% (примерно 2.1%)98.17% (примерно 1.83%)
Переключения контекста (в idle)536/с1195/с1208/с803/с
Прерывания (в idle)92911881173937
Потребление энергии (idle, Вт)5.83–7.626.096.05–6.085.67–5.87
CPU clock (ms, idle)~492000~543000~540000~527000
Инструкции CPU (idle)приблизительно в 10 раз больше (отн. X11)в 1.6 раза большев 1.87 раза большеэталон (1.0)
Idle CPU % при 4K-видео70.4% (примерно 29.6% загрузки)68.49% (примерно 31.5%)74.29% (примерно 25.7%)90.20% (примерно 9.8%)
Загрузка GPU (Graphics pipe, видео)58.21%56.33%57.33%57.98%
VRAM (видеопамять, при видео)50.8923.2924.6044.36
Энергопотребление (Вт, видео)12.5–15.613.8–20.413.8–14.111.4–14.9
FPS в WebGL Aquarium26–2916–3818–3716–42
Энергопотребление (Вт, WebGL Aquarium)17–1917–2916–2721–29

(Примечание: строка «Инструкции CPU (idle)» указана качественно в относительных величинах – во сколько раз больше инструкций выполнено по сравнению с X11. Из профилей perf: Wayland (PE) ~780 млн, Wayland (CA) ~901 млн, X11 ~483 млн инструкций за одинаковое время.)

Выводы

Результаты всех этих тестов однозначны: протокол X11 пока рано списывать со счетов. Несмотря на свой возраст, X11-сессия оказалась более производительной и экономичной практически по всем параметрам, чем современный сеанс на базе Wayland. Разница проявляется и на интегрированной графике AMD, и на гибридной системе с NVIDIA, и в разных окружениях (KDE Plasma 5/6, GNOME) – везде «старый» X11 нагружает систему меньше, выдавая зачастую лучшую производительность (FPS).

Wayland в текущем состоянии явно требует дальнейшей оптимизации. Даже для тривиальных задач (показывать пустой рабочий стол) он потребляет больше циклов CPU и активнее дёргает GPU, чем X11. Под серьёзной нагрузкой (видео, 3D) эти накладные расходы многократно усиливаются, приводя к избыточному использованию CPU и энергии. Никаких критических багов, объясняющих такое поведение, не обнаружено – проблема в самом принципе работы и текущей реализации Wayland, которая пока менее эффективна, «тяжелее» архитектурно.

Интересно, что реализация Wayland в KDE Plasma оказалась чуть лучше оптимизирована, чем в GNOME: Plasma-сессия на Wayland потребляет несколько меньше ресурсов, чем GNOME/Wayland (Fedora) на том же железе. Тем не менее, даже Plasma/Wayland заметно уступает Plasma/X11. Сам Игорь Любунчич резюмирует это так:

«X11 по-прежнему работает лучше практически во всех сценариях – это подтверждается моими измерениями мощности, CPU, GPU и FPS: X11 обеспечивал более быстрый и лёгкий режим работы как в Plasma 5, так и в Plasma 6, на AMD и Nvidia графике».

Таким образом, пока Wayland не достиг зрелости и оптимальности X11, принудительный переход на него несёт риски деградации производительности. Данные тесты показывают четкий тренд в пользу X11: он остаётся самым оптимальным решением с точки зрения эффективности использования ресурсов. Wayland же, будучи более современным протоколом, ещё нуждается в серьёзной доработке, чтобы как минимум сравняться с X11 по базовой производительности. Как отмечает автор, «держите X11 под рукой» – во благо пользователя и будущего Linux-Desktop’а , по крайней мере до тех пор, пока разработчики не сделают Wayland действительно лёгким и быстрым.

TL;DR: X11-сессия сегодня выигрывает у Wayland-сессии по всем фронтам: меньше грузит CPU/GPU в простое и под нагрузкой, экономит 5–15% энергии, даёт более высокие FPS в графических задачах. Wayland же предстоит длинный путь оптимизации, прежде чем он сможет без компромиссов заменить X11 в плане производительности.

© . По материалам OpenNET
Комментарии и отзывы

Нашли ошибку?

Новое на сайте