Согласно данным TechPowerUp, в розничную продажу поступили видеокарты NVIDIA GeForce RTX 5090 с уменьшенным количеством блоков обработки растровых операций (ROP), что приводит к снижению производительности. В частности, модель Zotac GeForce RTX 5090 Solid имеет только 168 активных ROP вместо 176, предусмотренных в официальных спецификациях. Хотя потеря 8 ROP не кажется критичной, она приводит к заметному снижению производительности.
Во время тестирования была обнаружена разница в производительности между Zotac RTX 5090 Solid и NVIDIA RTX 5090 Founders Edition, несмотря на идентичные частоты. Первоначально не было уделено внимания количеству ROP, и вместо этого изучались другие возможные причины, такие как тактовые частоты, энергопотребление и охлаждение.
Подтверждение проблемы
На форуме TechPowerUp пользователь «Wuxi Gamer» сообщил, что его Zotac RTX 5090 Solid показывает заниженное количество ROP в GPU-Z. Он перепробовал различные методы диагностики, включая переустановку драйверов и смену BIOS, но безрезультатно. Впоследствии редакция TechPowerUp повторно проверила свою тестовую карту и обнаружила ту же проблему. Согласно данным GPU-Z, 8 ROP отсутствуют, что снижает растровую производительность GPU на 4,54%.
Влияние на производительность
В игре Elden Ring (4K, максимальные настройки) Zotac RTX 5090 Solid отстает на 5,6% от Founders Edition и на 8,4% от ASUS ROG Astral RTX 5090 OC. Потеря ROP наиболее заметна в играх, где активно используется растеризация. Однако в Starfield потери производительности минимальны, а в DOOM Eternal с трассировкой лучей карта практически соответствует ожидаемому уровню.
Результаты 3DMark Time Spy Extreme:
- NVIDIA Founders Edition: 25439
- Zotac Solid: 22621
- Gigabyte Gaming OC: 26220
Пользователи могут самостоятельно проверить свою карту, запустив GPU-Z: корректное значение ROP – 176.
Проблема не ограничивается Zotac
Помимо Zotac, аналогичный дефект замечен на картах MSI RTX 5090D, Manli, Palit, Inno3D и Gigabyte. Это указывает на системный сбой в контроле качества.
Важно отметить, что AIB-партнеры NVIDIA (ASUS, MSI, Gigabyte и другие) не имеют возможности программно или аппаратно изменять число ROP. Следовательно, ошибка была допущена на уровне NVIDIA.
NVIDIA сообщила о производственном браке
NVIDIA: «Мы выявили редкий дефект, затрагивающий менее 0,5% видеокарт GeForce RTX 5090 / 5090D и 5070 Ti, у которых количество ROP занижено на один блок (8 ROP). Потери графической производительности составляют в среднем 4%, но не влияют на вычислительные и ИИ-нагрузки. Владельцы затронутых карт могут обратиться в сервис производителя для замены. Ошибка устранена в новых партиях.»
Интересно, что NVIDIA подтвердила наличие проблемы и у RTX 5070 Ti.
Обновления программ, что нового
• Silicon Motion представила контроллер SSD PCIe Gen6: скорость до 28 ГБ/с
• В App Store появилось приложение «Делим вместе» с функциями «Альфа-банка» для iPhone
• YouTube закрывает страницу «В тренде»
• xAI представила Grok 4 и Grok 4 Heavy: превосходство над Grok 3 и Gemini
• Huawei Pura 80: Глобальный запуск с чипами Kirin и EMUI 15
• НСПК объяснила сбои в работе СБП: проблема на стороне провайдера