Mesa 25.3.0: вышел крупный релиз с улучшениями графических драйверов Linux

2025-11-17 252 комментарии
Вышел Mesa 25.3.0 — крупный релиз открытых графических драйверов для Linux. Обновление добавляет новые расширения Vulkan, OpenGL и OpenCL, улучшает поддержку аппаратных платформ и приносит огромный список исправлений для игр, приложений и драйверов

Перед прошлыми выходными команда Mesa представила новый релиз Mesa 25.3.0 — очередное крупное обновление графических драйверов с открытым исходным кодом для Linux. Версия включает десятки новых функций, расширенную поддержку API, улучшения производительности и длинный список исправлений.

Интересно, что релиз был оформлен ещё 14 числа, но официальное объявление до сих пор не появилось — ни в почтовой рассылке, ни в новостях на сайте Mesa. Обычно такие публикации сопровождают выпуск новой версии, но на этот раз они задержались. Тем не менее, благодаря размещённым данным на GitLab уже доступен полный список изменений Mesa 25.3.0 — он приведён ниже.

Как и всегда, пользователям рекомендуется временно оставаться на последнем стабильном багфиксе — Mesa 25.2.7 — до выхода Mesa 25.3.1, который обычно появляется в течение пары недель и устраняет ранние регрессии новой ветки.

Новые возможности Mesa 25.3.0

  • EGL_EXT_create_context_robustness на Panfrost V10+
  • GL_ARB_robust_buffer_access_behavior, GL_KHR_robust_buffer_access_behavior и GL_KHR_robustness на Panfrost
  • VK_EXT_mutable_descriptor_type в panvk/v9+
  • GL_KHR_robustness в v3d
  • VK_ARM_shader_core_builtins в panvk
  • VK_KHR_shader_untyped_pointers в anv
  • cl_ext_immutable_memory_objects
  • VK_KHR_video_encode_intra_refresh в radv
  • VK_KHR_video_encode_quantization_map в radv
  • GL_ATI_meminfo и GL_NVX_gpu_memory_info в r300
  • VK_KHR_shader_untyped_pointers в anv и RADV
  • VK_KHR_maintenance8 в NVK
  • VK_KHR_maintenance9 в NVK
  • cl_khr_semaphore в radeonsi и zink
  • cl_khr_external_semaphore в radeonsi и zink
  • cl_khr_external_semaphore_sync_fd в radeonsi и zink
  • GL_NV_shader_atomic_int64 в radeonsi и Panfrost V9+
  • VK_KHR_maintenance7 в panvk/v10+
  • VK_KHR_maintenance8 в panvk/v10+
  • VK_KHR_maintenance9 в panvk
  • VK_AMD_buffer_marker в NVK
  • VK_EXT_ycbcr_2plane_444_formats в radv
  • Удалён VDPAU frontend
  • GL_NV_representative_fragment_test в zink
  • VK_KHR_maintenance9 в HoneyKrisp
  • sparseBinding в panvk/v10+
  • sparseResidencyBuffer в panvk/v10+
  • Vulkan 1.2 в pvr
  • VK_KHR_create_renderpass2 в pvr
  • VK_KHR_dedicated_allocation в pvr
  • VK_KHR_depth_stencil_resolve в pvr
  • VK_KHR_descriptor_update_template в pvr
  • VK_KHR_imageless_framebuffer в pvr
  • VK_KHR_line_rasterization в pvr
  • VK_KHR_maintenance1–3 в pvr
  • VK_KHR_multiview в pvr
  • VK_KHR_robustness2 в pvr
  • VK_KHR_separate_depth_stencil_layouts в pvr
  • VK_KHR_shader_draw_parameters в pvr
  • VK_KHR_shader_float_controls в pvr
  • VK_KHR_shader_subgroup_extended_types в pvr
  • VK_KHR_spirv_1_4 в pvr
  • VK_KHR_shader_terminate_invocation в pvr
  • VK_KHR_swapchain_mutable_format в pvr
  • VK_KHR_vertex_attribute_divisor в pvr
  • VK_EXT_border_color_swizzle в pvr
  • VK_EXT_color_write_enable в pvr
  • VK_EXT_custom_border_color в pvr
  • VK_EXT_depth_clamp_zero_one в pvr
  • VK_EXT_depth_clip_enable в pvr
  • VK_EXT_extended_dynamic_state (1–3) в pvr
  • VK_EXT_image_2d_view_of_3d в pvr
  • VK_EXT_line_rasterization в pvr
  • VK_EXT_physical_device_drm в pvr
  • VK_EXT_provoking_vertex в pvr
  • VK_EXT_robustness2 в pvr
  • VK_EXT_queue_family_foreign в pvr
  • VK_EXT_separate_stencil_usage в pvr
  • VK_EXT_shader_demote_to_helper_invocation в pvr
  • VK_EXT_vertex_attribute_divisor в pvr
  • imageCubeArray в pvr
  • independentBlend в pvr
  • sampleRateShading в pvr
  • logicOp в pvr
  • drawIndirectFirstInstance в pvr
  • alphaToOne в pvr
  • samplerAnisotropy в pvr
  • shaderStorageImageExtendedFormats в pvr
  • shaderStorageImageReadWithoutFormat в pvr
  • shaderStorageImageWriteWithoutFormat в pvr
  • shaderClipDistance в pvr
  • shaderCullDistance в pvr
  • VK_EXT_zero_initialize_device_memory в pvr
  • VK_KHR_sampler_mirror_clamp_to_edge в pvr
  • VK_KHR_shader_non_semantic_info в pvr
  • VK_KHR_shader_relaxed_extended_instruction в pvr
  • VK_EXT_shader_replicated_composites в pvr
  • VK_KHR_device_group_creation в pvr
  • VK_KHR_map_memory2 в pvr
  • VK_EXT_map_memory_placed в pvr
  • VK_KHR_device_group в pvr
  • VK_KHR_buffer_device_address в pvr
  • GL_EXT_mesh_shader в zink
  • VK_KHR_wayland_surface в pvr
  • VK_NVX_image_view_handle в NVK

Исправления

  • amdgpu: таймаут ring gfx_0.0.0 при открытии VR-приложений
  • zink/radv: новые CTS-тесты падают на RDNA3
  • Penumbra: Overture — графические артефакты льда в OpenGL
  • mesa: регрессия из-за изменения размера hash_table
  • RustiCL: утечка файлового дескриптора fence при CL-GL interop
  • Uniform-переменная некорректно обновляется при использовании shared-контекстов
  • [radv] Borderlands 4 вызывает стабильный GPU page fault на RDNA2
  • radv: RE4 Separate Ways DLC вызывает зависание GPU на RDNA2
  • ACO: исправлена ошибка, возникающая, когда количество загруженных атрибутов не совпадает с количеством используемых VS-прологом
  • ACO: загрузка 64-битных атрибутов могла перезаписывать fetch-индекс в VS-прологах
  • [RADV][регрессия] Doom: The Dark Ages — мигающие артефакты вокруг Hebeth
  • nvk, nak: неправильное отображение иконок в ENDLESS Legend 2 на RTX 4080
  • LLVMPipe: `maxPrimitiveCount` ниже минимального требования Vulkan
  • asahi: неверная обработка DMABuf-импорта YCbCr NV12 (двойной пункт)
  • brw: Gfx9 sampler-сообщения нарушают правило r127
  • radv: No Man's Sky — сброс GPU из-за XESS
  • r600/sfn: Assertion `cir.alu_vec.empty()`
  • radv: assert при превышении maxFragmentDualSrcAttachments, даже если vkCmdSetColorBlendEnableEXT выключен
  • [ANV][DG2] Мерцание текстур в бенчмарке Assassin's Creed Valhalla
  • ADL, ANV: Wuthering Waves вызывает сброс GPU на Alder Lake iGPU
  • RADV: регрессия в ANGLE deqp
  • [ANV][EXT_debug_utils] утечка object_name при неиспользовании vkFreeDescriptorSets
  • nvk: ошибки CTS в sample_locations_ext.verify_interpolation.samples_1
  • [регрессия] RuneLite GPU Experimental — сбой GPU
  • Отсутствует определение __builtin_ia32_clflush после «cache_ops»
  • Ошибка выбора инструкций LLVM
  • v3d: зелёный экран при использовании rpivid HEVC-декодера
  • [radv] Подёргивания на radv/6900 XT с новейшим Mesa git
  • BFN с источниками UW некорректно модифицируется lower regioning
  • zink: мерцание YouTube-видео при переходе в полноэкранный режим Chromium
  • r600: обновления stride могут пропускаться
  • [ANV][TGL] test_buffer_feedback_instructions_sm51 в vkd3d-proton вызывает краш
  • Некоторые видеофайлы не отображаются в mpv при vaapi-декодировании на AMD APU
  • [ANV][PTL] Indiana Jones and the Great Circle — зависание GPU
  • [ANV][PTL] Hades 2 — зависание игры при начале игрового процесса
  • [anv][ptl] GPU hang в Dying Light DX12
  • radv: учитывать только статически используемые дескрипторы
  • RADV: использовать global bo list всегда
  • anv: артефакты в Age of Wonders 4 на Arc b580
  • nvk: некорректные тени в Baldur's Gate 3 после определённого коммита
  • nvk: комментарии ломают рендеринг на Kepler
  • anv: assert в brew при индексировании дескрипторов по модулю
  • tu: проблемы с VK_EXT_zero_initialize_device_memory
  • ResourceTracker.cpp: отсутствует perfetto/tracing.h
  • CTS-тесты на Gfx12.0 падают при использовании blitter и TILE_X
  • radv: meta pipeline cache сломан
  • aco_tests: ошибка assembler.mubuf/gfx11 с llvm-21.1.2
  • [ANV] Множество ошибок dEQP-VK.pipeline... на gen9/11
  • elk: сегфолт в lower_txd_cb
  • Регрессия в EXT_shader_framebuffer_fetch_non_coherent после !37527
  • VK_QUERY_RESULT_WAIT_BIT не работает для VK_QUERY_TYPE_VIDEO_ENCODE_FEEDBACK_KHR
  • a618-traces часто истекают по таймауту
  • Ошибка сборки в clc_helpers.ccp с llvm 22
  • anv: GL mesh-тесты ломаются на zink с shader object
  • 25.2.1 не собирается на RISC-V с llvm 21
  • RISC-V + llvmpipe не собирается из-за изменения API LLVM
  • Конфиденциальная проблема #14013
  • implicit-function-declaration при сборке Mesa 25.2.0-devel
  • vl_stubs.c: конфликт типов для 'vl_mpg12_bs_decode'
  • [ANV][LNL] Final Fantasy XVI — краш после splash-экрана
  • Сегфолт в vl_idct.c при воспроизведении DVD на r600
  • nvk: провал тестов в vkd3d-proton ibfe
  • nvk/nak: panic в Call of the Wild: The Angler на RTX 4080
  • Simple External Semaphore test зависает в vk_sync_wait
  • nir_builtin_builder.h: M_LOG2E не объявлен
  • MSYS2: отсутствие M_PI и M_LOG2E после !37289
  • dEQP-VK.float_controls.fp32… регрессия на nvk
  • radeonsi/radeon_uvd.c: индекс массива используется до проверки
  • lp_test_arit.c: конфликт объявлений rsqrtf
  • Ошибка сборки с glibc 2.42
  • [регрессия] FSR Vulkan CTS ломается после коммита 44aaf884254
  • piglit падает после обновлений DMA-buf export
  • Elite Dangerous — краш на Tigerlake/Arc при генерации планет
  • [регрессия] pgadmin4-qt падает после коммита AMD
  • Сегфолты Mesa &񗦕 24.1.0 на NVIDIA
  • Сегфолты через lavapipe
  • Конфиденциальная проблема #13807
  • Регрессия: UNSYNCHRONIZED ломает r600
  • Gallium: сегфолт при компиляции шейдера с разными UBO
  • aco: неправильный код при использовании gl_DrawID
  • Приложения ждут dGPU после Mesa 25.2.0
  • ci: отслеживание обновлений libX11
  • anv: регрессия в dEQP-VK.graphicsfuzz
  • brw: краш в dfdx/dfdy после циклов
  • a618-traces часто истекают по таймауту (повтор)
  • ci: crosvm логспам
  • panfrost: assertion в pan_image_get_wsi_row_pitch
  • virgl: утечка памяти при qemu + virtio-gpu-gl
  • [ANV][LNL] Horizon Forbidden West — артефакты около голов машин
  • iris: массовые assertion в piglit
  • [radv] Shadow of the Tomb Raider — мерцание и отсутствие текстур
  • Minecraft 1.12.2 артефакты на zink/radv
  • [VEGA 64] Cyberpunk 2077 — огромная просадка FPS после коммита
  • [PTL] assert при запуске Xorg
  • GZDoom/Raze — чрезмерное использование памяти при компиляции шейдеров
  • anv: assert в q2rtx fossil
  • PCSX2/Midnight Club 3 — краш VK_ERROR_DEVICE_LOST
  • Hollow Knight Silksong — сегфолт на zink/radv
  • zink: краш в framebuffer_blit.scissor_blit
  • radv: запрос VK_EXT_ycbcr_2plane_444_formats
  • mesa: дублирование state parameters
  • ARB_vertex_program/fragment_program сломаны
  • d3d10umd: ошибка «unknown TGSI opcode: RET»
  • turnip: FDM-ошибки при forcebin
  • a7xx_state_location
  • [ANV] Assertion в VVL GPU-AV
  • radv: не рекламировать неподдерживаемые global queue priorities
  • crocus: SIGSEGV в pbo compressed teximage
  • nvk: сбой test_conditional_rendering
  • Сегфолт в x11_xlib_display_is_thread_safe
  • [ANV][BMG] Witcher 3 — фриз при трассировке лучей
  • utrace overhead при bo memset
  • radv: артефакты при VP9-декодировании
  • ci: ошибки zink-venus-lavapipe
  • [ANV][DG2][BMG] Ошибки рендера в 3DMark Solar Bay
  • lavapipe: memfd используется по умолчанию при нескольких типах экспорта
  • anv: зависание Intel GPU из-за чрезмерного loop unrolling
  • INTEL_DEBUG=spill_fs регрессия
  • NIR: ошибки в DOOM The Dark Ages
  • radv: NIR-валидация ломается после shrink_vec_array_vars
  • Wayland EGL: отсутствует поддержка pbuffer surface
  • zink: отсутствует sparse-синхронизация
  • ACO: некорректный p_parallelcopy
  • ACO: validation-ошибка в DOOM The Dark Ages
  • Dragon Age Veilguard: искажения Ability Wheel
  • [AMD] glTexturePageCommitmentEXT выдаёт ошибку при level > 0
  • deqp-egl: нестабильность multithread link
  • Ratchet and Clank: page fault в Mesa 25.3
  • [RADV] Поддержка VK_KHR_video_encode_quantization_map
  • Системные краши при запуске VR на RX 9070 XT
  • [32-bit] Meson не находит libdisplay-info
  • freedreno/decoder: Lua берёт неправильный offset A6XX вместо A7XX
  • Конфиденциальная проблема #13351
  • d3d10umd: регрессия сборки в 25.2.0-rc1
  • turnip: баг LRZ при TU_DEBUG=gmem,forcebin
  • nvk/nak: memory_model.message_passing ломается на KeplerA
  • [ANV] assert в копировании image_to_buffer в dEQP-VK.api…
  • nir: ошибка после nir_remove_dead_variables в Solar Bay
  • Intel Vulkan: отсутствует зависимость intel_wa.h
  • BMG: пропадающие полигоны в CS2
  • vn_ring: use-after-free после vn_ring_destroy
  • venus: segfault в vkmark headless
  • Vulkan headless WSI падает на Asahi Linux (M1 Max)
  • lavapipe: крэш при тесте Descriptor Buffer
  • zink-radv-navi31-valve — сделать pre-merge
  • [RADV] артефакты в Ghost of Tsushima на Polaris
  • radv: регрессии в RT
  • macOS: отсутствует free_zombie_glx_drawable
  • macOS: undefined symbol _pipe_loader_drm_probe_fd
  • Segfault при активации DPMS на i915
  • RADV: sparse address size неверно указан как 4 GiB
  • nvk: поддержка Blackwell
  • hk: ограничение FPS до 23 в меню RDR2 (Vulkan)
  • i915: серия assert в nir_opt_group_loads
  • tu: VK_KHR_fragment_shading_rate ломается при HelperInvocation
  • radv: Lighting ломается в Like a Dragon: Infinite Wealth после коммита
  • mesa-git удерживает /dev/dri/renderD129 открытым даже при неиспользовании
  • ARB SSBO: stack overflow после cb558b2
  • anv: включена компрессия ASTC LDR эмуляции
  • zink: высокая нагрузка GPU в eglgears_x11
  • Сегфолт при timeout=0 в X11 image acquire
  • v3dv: регрессия в vkAllocateMemory при импорте gbm bo
  • chromium: краш в iris_set_sampler_views при ускоренном видеодекодировании
  • rusticl: ACO медленнее LLVM в clpeak на Hawaii
  • rusticl: ACO регрессия скорости в char-бенчмарках
  • nir: Deprecate NIR_PASS_V
  • zink: assertion в shader-db
  • Race condition с timeline semaphores
  • nir_algebraic игнорирует operand-conditions в некоторых случаях
  • lavapipe: ошибки valgrind в CTS
  • radv: RGP dumps не поддерживают instruction timings на gfx12
  • xe2: неверный DMA-modifer при экспорте
  • Чистка CI kernel patches
  • radv: регрессии в KHR-GL46.shading_language_420pack
  • radv: регрессия в gpu_shader5 float_encoding
  • !36097 ломает Xwayland и другие компоненты
  • WebGPU shader может вызвать heap-buffer-overflow в build_interference_graph (2 раза)
  • radeonsi: сломана VAAPI-конвертация видеокадров
  • Gallium HUD сломан с !34054

На скриншоте: Doom: The Dark Ages

© .
Комментарии и отзывы

Нашли ошибку?

Новое на сайте