VK и «Яндекс» продлили редирект с домена yandex.ru на платформу «Дзен»

2025-09-09 898 комментарии
VK и «Яндекс» договорились продлить редирект с yandex.ru на dzen.ru до осени 2027 года. «Дзен» сохранит поисковую строку и рекламную сеть «Яндекса», а компании продолжат сотрудничество по модели разделения доходов

Холдинг VK договорился с компанией «Яндекс» о том, что редирект с ее бывшей главной страницы (домен yandex.ru) на платформу «Дзен» продолжит работать еще два года, сообщает РБК. Таким образом, соглашение, по которому посетители сайта yandex.ru автоматически перенаправляются на принадлежащую VK платформу рекомендаций контента «Дзен» (dzen.ru), будет действовать как минимум до осени 2027 года (изначально редирект был рассчитан до осени 2025-го). Сам «Яндекс» использует в качестве главной страницу ya.ru.

В рамках продленного партнерства «Дзен» продолжит использовать поисковую строку «Яндекса» в верхней части страницы и размещать рекламу через рекламную сеть «Яндекса». Стороны работают по модели разделения доходов (revenue share). Такая схема позволяет «Яндексу» расширить свой рекламный инвентарь без существенных инвестиций, а VK – нарастить доходы от рекламы без дополнительных операционных затрат.

Как VK и «Яндекс» менялись активами

«Яндекс.Дзен» изначально был запущен компанией «Яндекс» в июне 2015 года (в тестовом режиме) и с мая 2017 года стал открытой платформой для всех желающих создавать каналы и публиковать контент. В сентябре 2022 года сервис «Дзен», а также новостной агрегатор «Яндекс.Новости» перешли от «Яндекса» к VK в рамках обмена активами. В обмен «Яндекс» получил сервис доставки еды Delivery Club; финансовые условия сделки сторонами не раскрывались. После сделки компания «Яндекс» сделала своим основным адресом страницу ya.ru, а домен yandex.ru начал перенаправлять пользователей на платформу «Дзен» (домен dzen.ru).

Соглашение об использовании домена yandex.ru изначально включало переходный период сроком на три года – до осени 2025-го, когда должен был закончиться редирект на «Дзен». Главной причиной сделки 2022 года, в рамках которой VK получила «Дзен» и «Новости», а «Яндекс» – Delivery Club, было стремление «Яндекса» сконцентрироваться на развитии своего поискового и городского сервисов на фоне «усложнения доступа к капиталу» и изменения экономической ситуации. Компания хотела оставаться технологической компанией и не двигаться в сторону социальных медиа; к тому же новостной агрегатор «Яндекс.Новости» вызывал «много критики со всех сторон». Помимо прочего, выход из новостного бизнеса снизил санкционные и политические риски для «Яндекса».

Для чего VK нужен домен «Яндекса»

Продление редиректа означает, что многомиллионная аудитория домена yandex.ru по-прежнему будет перенаправляться на платформу VK. Накануне сделки – в июле 2022 года – совокупный месячный охват сайта yandex.ru составлял около 77,2 млн пользователей (десктоп и мобильные устройства), по данным Mediascope. Для сравнения, месячная аудитория самого «Дзена» на тот момент оценивалась в 46,1 млн (учитывая десктопную и мобильную версии сервиса, а также приложение), а «Яндекс.Новостей» – в 25,1 млн. Существенная часть пользователей приходила в «Дзен» именно через поисковую строку «Яндекса», отмечал медиаэксперт Иван Макаров. Таким образом, сохранение трафика с популярного домена yandex.ru играет ключевую роль для поддержания аудитории «Дзена» на высоком уровне.

Эксперты медиаотрасли положительно оценивают продление сотрудничества «Яндекса» и VK. По мнению Андрея Цыпера, исполнительного директора по медиа Rambler&Co, сервис «Дзен» еще будучи частью «Яндекса» стал для пользователей незаменимым ресурсом, и после отказа «Яндекса» от новостной линейки новая команда «не только не закрыла продукт, но и сделала многое, чтобы он стал лучше». Продление редиректа – это ситуация win-win, когда две неконкурирующие друг с другом компании получают лояльную аудиторию, и «в выигрыше – пользователь».

Партнер Exectica Capital Алексей Замесов добавляет, что пролонгация соглашения пойдет на пользу и небольшим региональным медиа, которые получают через «Дзен» необходимый трафик и лиды. Агрегатор «Дзен» с помощью алгоритмов рекомендаций формирует для пользователей персонализированную ленту материалов, и заметная доля потребления новостей на платформе идет через раздел «Новости» – при клике на сюжет пользователь переходит на сайт издателя или его канал внутри «Дзена». С конца 2024 года «Дзен» изменил модель распределения трафика: теперь при клике на новостной сюжет открывается не внешний сайт СМИ, а его страница на самой платформе. Издания, подключившиеся к этой системе, отмечают многократный рост аудитории. Таким образом, сохраняющийся редирект с популярного домена yandex.ru и дальнейшая интеграция сервисов выгодны всем сторонам – и технологическим компаниям, и производителям контента, и конечным пользователям.

© .
Комментарии и отзывы

Нашли ошибку?

Новое на сайте