Microsoft уточнила план по «истинному» открытию исходного кода WinUI — интерфейсного фреймворка Windows 11. Процесс пойдёт поэтапно: от активного зеркалирования внутренних изменений на GitHub до полного переноса разработки и отслеживания задач в публичном репозитории. Компания подчёркивает, что WinUI глубоко связан с закрытыми компонентами Windows, поэтому код предстоит «распутывать» перед публикацией.
Это продолжение темы про курс Microsoft на «открытие» инструментов разработки Windows, о котором мы писали ранее:
В начале месяца Microsoft объявила о намерении открыть WinUI, а теперь поделилась более конкретной дорожной картой и сроками ближайшего этапа. Первой задачей станет публикация большего числа внутренних вкладов (pull request, PR) в публичный репозиторий и синхронизация веток с графиком релизов Windows App SDK (WASDK). По словам Microsoft, превью Windows App SDK 1.8 вышло 19 августа, стабильный релиз ожидается «скоро», а завершить фазу 1 планируется в начале октября 2025 года.
WinUI имеет «глубокие корни» в закрытых компонентах Windows: часть функциональности напрямую опирается на системные API. Прежде чем принимать внешние PR и запускать полноценную открытую разработку, команде нужно отделить публикуемые части от тех, что останутся закрытыми. Этот «детанглинг» сейчас и идёт.
Четыре фазы открытия WinUI
- Фаза 1: «Окно» в разработку — более частое зеркалирование внутренних коммитов на GitHub и начало приёма PR в связке с графиком WASDK 1.8. Цель — завершить фазу к началу октября.
- Фаза 2: локальная сборка для внешних разработчиков — возможность клонировать репозиторий и собирать WinUI локально по документированным шагам (Microsoft подчёркивает, что ведёт «осторожное исследование» этого шага).
- Фаза 3: внешние вклады — приём сторонних PR и запуск тестов от сообщества.
- Фаза 4: GitHub — основной центр разработки — перенос разработки, отслеживания задач и взаимодействия с сообществом в публичный репозиторий, постепенный отказ от внутренних зеркал.
Связь с Windows App SDK (WASDK)
WinUI 3 — это UI-слой, который поставляется как часть Windows App SDK и поддерживает создание современных настольных приложений (Win32/.NET/C++). Поэтому график поставки WinUI привязан к релизам WASDK: именно выход версии 1.8 открывает «правильную основу» для принятия изменений в публичном репозитории.
Что это значит для разработчиков
- Больше прозрачности уже сейчас: появятся регулярные зеркалирования внутренних изменений и публичные PR, а обсуждения и статусы будут видны на GitHub.
- Подготовка к локальной сборке: Microsoft изучает, как безопасно дать возможность собирать WinUI вне внутренних систем. Это следующий заметный шаг для вовлечения сообщества.
- Полноценные внешние вклады позже: после отделения закрытых частей начнут принимать сторонние PR и обеспечат прохождение тестов. Итоговая цель — GitHub как «главная площадка» разработки.
Где следить за прогрессом
Ключевое обсуждение и обновления идут в ветке на GitHub: Microsoft публикует статусы по фазам и синхронизации с WASDK 1.8. Смотрите обсуждение здесь.
Microsoft фактически запускает «перезапуск» открытой разработки WinUI: вместо формального размещения кода на GitHub компания обещает реальную, поэтапную коллаборацию и переход к публичной модели разработки. Ближайший ориентир — завершение фазы 1 в начале октября после стабильного релиза WASDK 1.8; далее — локальная сборка для всех и приём внешних вкладов. Если график выдержат, экосистема настольных приложений под Windows получит гораздо более прозрачный и предсказуемый UI-стек.
Последние статьи #Microsoft
• Microsoft представила VM Conversion — инструмент для миграции виртуальных машин VMware в Hyper-V
• Flyoobe 1.5 — всё для установки и восстановления Windows в одном инструменте
• Microsoft готовит поэтапное открытие исходного кода интерфейса Windows 11 (WinUI)
• В Windows 11 появилась функция продолжения работы с Android-приложениями
• Microsoft ускорит загрузку игр в DirectX до 10 раз с новой системой предварительной компиляции шейдеров
• uBlock Origin исчез из магазина Edge из-за ошибки разработчика. Как установить расширение